История

Государыня кукла
Живое народное предание гласит, что начало кукольному промыслу в Московии положил сам преподобный Сергий. Он делал игрушки и одаривал ими детей.
Из века в век приумножалось художественное мастерство на святой Радонежской земле: иконопись Андрея Рублева, изящная резьба Амвросия, чудесная вышивка насельниц Хотьково-Покровской обители. Высокое монастырское искусство перенимали ремесленники из Сергиева Посада и окрестных сел. Спрос на их изделия был велик: со всей Руси стекались богомольцы к Троице-Сергиевой лавре, почти каждый старался приобрести в здешних местах нарядные вещи - добрые памятки и игрушки - деткам в подарок. Так выросла столица русского "игрушечного царства", несравненного по многообразию персонажей и техник исполнения.
"Одевальщицы" и "глазодуи"
О зарождении производства фарфоровых кукол в Сергиево-Посадском уезде замечательно сказано в дневниках писателя Бориса Шергина: "Где, как не здесь, зацвести творческой радости в народной русской душе!.. Обилие белых глин и земляных красок породило исконное здешнее художество. Встарь отдельные семьи по деревням лепили и обжигали. Потом завелись заводы: Дунаева в Митине, Попова близ монастыря. В XIX веке дунаевские куклы - фарфоровые головки для шитых кукол - славились и за границей. Фарфоровые части пресловутых саксонских игрушек были сделаны и расписаны в хотьковских деревнях". И куклы здесь получались не хуже, чем в "европах".
Правильно изготовить куклу - дело непростое. Сызмальства учились, как подбирать ткани, нитки, отделку, как кроить, шить, одевать, делать прическу. Девочки проходили эту школу у своих матерей и бабушек или "в людях", под руководством опытных мастериц. Повзрослев и набравшись опыта, вступали в артели или работали на дому. О своем умении говорили скромно: " Не сами, по родителям". Кустарих-кукольниц называли работницами "личного дела" или попросту "одевальщицами".
И каких только кукол они не делали: крестьяне всех российских губерний, бояре и купцы, няньки с младенцами, "дитяшки" в крестильных рубашках и "пеленашки" в чепцах, мальчики - "кучерки" и "матросики", офицеры и штатские франты, барышни и дамы. Самые дорогие - статные красавицы-"талии" - имели стеклянные глаза, сработанные мастером-"глазодуем". Их плечи покрывали заказанные по размеру набивные шали, а обувь шил специальный сапожник.
Из всего этого разнообразия кукол лишь некоторые уцелели до нашего времени в музеях и частных коллекциях. Если собрать их воедино, получилась бы удивительная выставка типажей и костюмов, широкая панорама ушедшей русской жизни…
Хранители и продолжатели
Нынче многие страны переживают кукольный бум. И у нас в Отечестве стало модным не только коллекционировать, но и самостоятельно делать кукол. Предлагаются новейшие технологии, материалы и масса иноземных, подчас сомнительных сюжетов.
Хорошо, что в пестрой кукольной толпе не затерялась традиционная фарфоровая персона. Наследие сергиево-посадских "одевальщиц" сберегли и приумножили русские умельцы, в числе которых участники художественно-производственной мастерской "Государыня" Дворца культуры города Щербинка, что в Подольском районе Московской области. Золотыми руками мастеров, их многолетними трудами создана коллекция, которая стала основой музея исторических кукол, образованного при деятельном участии мэра города Сергея Дубинина.
Этот музей уникален. Куклы поражают достоверностью, портретным сходством, ярким колоритом. Все выполнены с восхитительным мастерством. А ведь работа над каждым произведением кропотлива и сложна. Здесь нет мелочей. Прилежное изучение первоисточников, талант скульптора, высокое качество фарфора и его росписи, точность изготовления костюма и скрупулезная проработка деталей - слагаемые успеха.
Руководит мастерской Ольга Иванникова - известный и в России, и за рубежом мастер авторской куклы, знаток исторического платья. Свою любовь к рукоделию и швейное искусство она восприняла от мамы Веры Архиповны, великой труженицы. "Не сами, по родителям". Как и встарь, кукольное художество живет в поколениях мастериц.

"Общенациональный русский журнал", январь 2008 г.